Яхтенные Термины (парусный сленг), используемый при управлении яхтой.

Как правило, яхтсмены во время гонки используют короткие фразы. Времени для выполнения манёвров бывает крайне мало, а правильные яхтенные термины звучат длинно и труднопроизносимы. Собственно поэтому и родился парусный сленг (жаргон). Данные термины обязательно должны знать начинающие яхтсмены, для взаимопонимания работы в экипаже на яхте. Кстати, в разных регионах России парусный сленг может различаться.
- «Яхтинг» — общее определение всего, что связано с парусным спортом и парусными яхтами. Гонки, круизы и прогулки на яхте.
- «покататься», «посейлить» — означает выход на прогулку на яхте под парусами.
- «пойдём - пройдемся» — выход на тренировку на яхте.
- «пойдём - прикинемся» — выход на тренировку для настройки яхты или со спаринг-партнёром.
- «пойдём - погоняем» — участие в парусной регате.
- «лодка» — так называют яхту в обиходе яхтсмены.
- «тазик» — так ласково называют юные яхтсмены, свою первую яхту класса «Оптимист»
- «тузик» — надувная, резиновая лодка (динги).
- «колдунчик» — лекгая,тонкая нить, служащая "индикатором" ветра. Крепится на паруса или рантгоут.
- «марка», «буй» — знак дистанции, который необходимо пройти яхтам во время гонки.
- «вешка», «пин» — знак стартовой линии.
- «треугольник» — схема дистанции, состоящая из трёх знаков.
- «трапеция» — схема дистанции, состоящая из четырёх знаков.
- «петля», «сосиска», «up and down» — схема дистанции, состоящая из двух знаков (верхний и нижний). Обычно используется для матч-рейса.
- «ворота» — два нижних знака (вблизи стартового судна), один из которых можно обогнуть на выбор, чтобы отправиться далее на дистанцию, к верхнему знаку.
- «трамвай» — часть дистанции между знаками, которую яхты вынуждены проходить без поворотов, в связи с изменением направления ветра.
- «морковка» — международный флаг "АР", означает что гонки, старт которым ещё не дан - отложены.
- «папа» — международный флаг "Р", означает "Подготовительный" сигнал.
- «японец» — цифровой международный флаг "1-ый заменяющий", означает цифру "один" (похож на флаг Японии).
- «француз» — цифровой международный флаг "3-ий заменяющий", означает цифру "три" (похож на Флаг Франции).
- «свистит», «метелит», «кирпичи летают» — очень сильный ветер.
- «зеркало» — полное отсутствие ветра (полный штиль). Зеркальная поверхность воды.
- «мотористы» — владельцы моторных яхт и катеров
- «дальнобойщики» — яхтсмены, любящие дальние переходы и оффшорные гонки на яхтах.
Термины внутри своей команды
- «приведись», «круче» — нужно изменить курс яхты ближе к ветру.
- «увались» — нужно изменить курс лодки дальше от ветра.
- «стоим» — обычно используется на предстартовой борьбе, чтобы остановить лодку для занятия выгодной позиции. Нужно потравить паруса или даже вынести грот на ветер (как задний ход) или резко привести лодку.
В гонке термин «Стоим» — означает, что скорость лодки пропала. Нужно или менять курс или поработать парусами. ОСТАНАВЛИВАТЬ ЛОДКУ НЕ НАДО! (в основном это касается девушек). - «идем», «пошли», «в гонке» —означает, что лодка собирается стартовать и рулевому нужно немедленно набрать максимальную скорость. Работа экипажа с парусами и креном.
- «мало скорости», «стоим», «круто» — неправильный курс яхты (обычно сильно заполаскивают паруса). Нужно обычно увалиться или делать поворот.
- «минус» — означает, что пришел заход ветра и нужно уваливаться. Например «минус 10»- означает, что увалиться надо на 10 градусов или делать поворот.
- «плюс» — означает, что пришел отход ветра и нужно приводиться. Например «плюс 10» - означает, что привестись надо на 10 градусов. При «плюсе» в лавировку никогда не делают поворот (только если, это вынужденные или необходимые действия).
- «на подветер», «закренили», «подсядьте» — это команда для экипажа означает, что у лодки неправильный крен (обычно при ослаблении ветра) и нужно переместиться на подветренный борт.
- «откренили», «отдавили», «на наветер» — команда для экипажа переместиться на наветренный борт (обычно при усилении ветра).
- «качок», «апп» — экипаж должен одновременно переместиться и качнуть лодку на наветренный борт после поворота и ОВЕРШТАГ и ФОРДЕВИНД!
Экипаж должен выполнять действия «на подветер», «отдавили», «качок» самостоятельно (желательно без команды рулевого) по ситуации! - «раскрутка», «крутимся», «пенальти» — означает, что лодка получила наказание и должна немедленно оправдаться, сделав поворот на 360 градусов. 1 поворот оверштаг и 1 поворот фордевинд. На лавировке обычно «раскрутка» начинается с уваливания и поворота фордевинд. На полных курсах желательно начинать с поворота оверштаг. При раскрутке нельзя мешать другим лодкам!
- «добирай» , «набивай», «бей», «молоти» — означает, что нужно подтянуть рабочую веревку, которой вы управляете (шкот, брас).
- «трим» — это команда для помощника шкотового (триммер, гриндер), означает, что нужно немедленно крутить ручку лебедки для быстрого добирания парусов (обычно для спинакера или генакера).
- «трави», «потрави», «брось» — означает, что нужно ослабить рабочую веревку, которой вы управляете (шкот, брас, фал).
- «потрави по нижней», «нижняя», «OUTHAUL англ.» — означает, что нужно потравить оттяжку шкотового угла на гроте. (правильно грота-шкот), для придания правильной формы профилю паруса. При сильном ветре наоборот добрать.
- «выложи угол», «передний угол», «TACK англ.» — означает, что нужно выложить из рубки передний угол спинакера или генакера, для последующей его правильной постановки.
- «задний ход» — означает, что нужно немедленно вынести грот на ветер, для остановки лодки.
- «вперёд» — означает, что экипажу нужно сместиться вперед к носу яхты, для правильного дифферента.
- «назад» — означает, что экипажу нужно сместиться назад к корме яхты.
- «приготовились - Поворот пошёл» — означает, что рулевой делает поворот и экипаж должен быть готов выполнить действия, согласно судовых ролей.
- «головы», «пригнулись» — означает, что рулевой делает поворот (как правило-фордевинд) и экипаж должен остерегаться быстро перелетающего гика, во избежание получения травмы.
- «джайб-сет» — это команда для команды, когда требуется быстро и одновременно поставить генакер и выполнить поворот фордевинд. (обычно на верхнем знаке)
- «юбка» — это команда для бакового, когда требуется поправить нижнюю шкаторину стакселя от зацепа за леера.
- «бабочка» — это команда для бакового, когда при курсе фордевинд, требуется перенести стаксель (иногда генакер) на другую сторону от грота и удерживать наполненный ветром парус в таком положении.
Оповещения (окрики) для яхт-соперников
- «правый галс» — предупреждение голосом для яхты, идущей «левым» галсом, при возможном столкновении. Но яхта идущая «правым» галсом, обязана предоставить возможность яхте «левого» галса сделать это.
- «связаны» — предупреждение голосом для другой яхты означает, что вы связаны с ней или со знаком. И эта лодка имеет ограничения на маневры, согласно ситуации.
- «не связаны», «чисто» — предупреждение голосом для другой яхты означает, что вы находитесь чисто впереди и имеете преимущество дороги и маневров.
- «внутренний», «больше места», «не пущу» — предупреждение голосом для другой яхты означает, что вы имеете преимущество для огибания знака.
- «подветренный», «не вали», «не падай» — предупреждение голосом для другой яхты, означает что вы находитесь в подветренной позиции и имеете преимущество дороги.
- «место для поворота от препятствия» — предупреждение голосом (желательно еще сделать жест рукой в сторону вашего поворота) для другой яхты, означает что вы намерены сделать поворот оверштаг (не фордевинд), чтобы избежать столкновения с препятствием (в том числе с лодкой идущей правым галсом) и другая лодка обязана предоставить вам эту возможность.
Связаться с нами
Наши менеджеры, оперативно
ответят на любой ваш вопрос
JoomShopping Download & Support